Новым полномочным представителем президента в УрФО назначен спикер Народного совета ДНР Артем Жога. Неожиданное кадровое решение можно назвать главным событием года в уральской политике. О том, что ждать Жоге от своей должности, а остальным от Жоги — в материале «Политсовета».
Фотография с официального сайта Кремля
Герой нашего времени
Биографию нового полпреда за последние несколько дней на Урале выучили все, кто хоть как-то связан с политикой. 49 лет, родился в Магаданской области, но в начале 1990-х годов переехал на Украину, занимался бизнесом в Славянске. После 2014 года вместе со своим сыном Владимиром примкнул к батальону «Спарта» на стороне провозгласившей свою независимость ДНР. Впоследствии сын Жоги возглавил батальон и погиб в 2022 году. За этим последовала встреча Артема Жоги с президентом Владимиром Путиным и начало его политического пути. В сентябре 2023 года Жога возглавил парламент ДНР, а в конце того же года предложил Путину идти на пятый срок и стал сопредседателем его предвыборного штаба.
Политическая логика назначения Жоги полпредом понятна. Это демонстрация того, что перед участниками СВО открыты все карьерные перспективы, вплоть до самых высоких. На Урале, где сконцентрировано большое число оборонных предприятий, Жога сможет продвигать военно-патриотическую повестку и занять в этом свою политическую нишу. К тому же он, судя по всему, пользуется доверием и личным расположением со стороны Путина, что и позволило ему стать представителем президента в не самом простом с политической точки зрения регионе.
Сам Жога, комментируя свое назначение, назвал себя «солдатом», давая понять, что на новой должности будет в первую очередь исполнять команды президента. Но в политическом плане такой установки будет явно недостаточно: должность полпреда предполагает более широкий диапазон действий.
Специфика работы
На новом месте Жоге в первую очередь предстоит разобраться, в чем же состоит теперь его работа. Это вопрос не самый простой для всех, кто не сильно погружен в тонкости системы управления регионами.
Сам институт полпредств и полпредов многим кажется лишней надстройкой. Реальной власти у полпредов и вправду нет. Они не могут напрямую отдавать распоряжения губернаторам и другим региональным чиновникам. Они никак не могут повлиять на региональные бюджеты и распоряжаться бюджетными средствами. А ведь, в конце концов, именно бюджет — один из основных инструментов управления на уровне региона и ниже. Другими словами, к полпреду нельзя приехать и «попросить денег», что значительно ограничивает его власть и влияние.
Но при этом и недооценивать полпредов нельзя. В их руках находятся каналы коммуникации с администрацией президента, с силовыми структурами. Полпредства собирают и анализируют большие объемы информации о работе губернаторов и региональных администраций. Оценки, которые дает в своих отчетах полпредство, могут повлиять на кадровые и другие решения. Полпреды курируют избирательные кампании, проходящие в регионах. В конце концов, в Свердловской области бывали случаи, когда полпреды напрямую вмешивались в местные политические конфликты — в первую очередь в былые конфликты между региональной властью и администрацией Екатеринбурга. В некоторые моменты вмешательство полпредов было решающим и фиксировало тот или иной баланс сил.
В общем, в руках полпреда достаточно рычагов и для того, чтобы испортить жизнь тому или иному губернатору, и для того, чтобы облегчить ее. Именно поэтому уральские чиновники так ценили полпреда Владимира Якушева — он с губернаторами не конфликтовал, а выступал своего рода «старшим товарищем». Но эти четыре года благоденствия закончились.
Тень Холманских
Говоря о назначении Артема Жоги, практически все сразу же вспоминают одного из его предшественников — полпреда в 2012-2018 годах Игоря Холманских. Параллели между ними очевидны. В конце 2011 года начальник цеха Уралвагонзавода Холманских предложил Владимиру Путину «приехать с мужиками в Москву» и разогнать протесты. Спустя полгода он стал полпредом в УрФО и, по должности, членом Совета безопасности РФ.
И если в 2012 году было важно показать, что президент поддерживает простых рабочих и готов открывать перед ними все дороги, то теперь тот же сигнал нужно послать участникам СВО. И в этом плане сходство у Жоги с Холманских действительно есть.
Но есть и различия. За Холманских стоял Уралвагонзавод — крупнейшее оборонное предприятие страны, в те годы пытавшееся играть в свою политическую игру. Выходцы с завода, а также привлеченные предприятием политтехнологи составили костяк команды полпреда. У Жоги такой поддержки со стороны местных финансово-промышленных групп пока нет, как нет, скорее всего, и собственной политической и административной команды. Возможно, со временем все это появится, что, впрочем, потребует значительных усилий.
Но даже и без этого сравнение с Холманских вовсе не комплимент. Политическая карьера «рабочего полпреда» закончилась бесславно. Он проработал весь шестилетний срок, но его политическое влияние постоянно снижалось. У Холманских были сложные отношения с политическими элитами Свердловской области, и одержать верх в противостоянии с ними он не смог. К 2018 году политическая конъюнктура сменилась, Уралвагонзавод потерял самостоятельность и вошел в состав Ростеха. Холманских после отставки с поста полпреда ненадолго возглавил совет директоров УВЗ, после чего его следы потерялись.
К слову, и сменивший Холманских Николай Цуканов также не смог показать чудес политической выживаемости. Выходец из Калининградской области, он тоже воспринимался на Урале как чужак, но пытался активно вмешиваться в политические процессы. Это привело к конфликту со свердловскими властями, и Цуканов оставил должность спустя два с небольшим года. Его политическая карьера на этом тоже закончилась.
Сценарии для Жоги
Пока сложно угадать, расскажет ли кто-то Артему Жоге про непростой опыт его предшественников. Но, зная всю историю, нетрудно представить сценарии, по которым могут развиваться события.
Первый сценарий — «идеально-конструктивный». Он предполагает, что Жога каким-то образом продолжит действовать по той же модели, что и Владимир Якушев. Теоретически этот вариант устроил бы всех. В этом случае полпред помогает губернаторам, строго следит за их работой, но не перегибает палку и обходится без публичных конфликтов, опираясь при этом на костяк команды, оставшийся от предшественника. Но реализовать такой сценарий будет непросто по некоторым причинам. Во-первых, Якушев до своего назначения был хорошо знаком практически со всеми губернаторами, прочно интегрирован в местную элиту, да еще и имел в своем багаже опыт работы федеральным министром. Понятно, что у Жоги такого бэкграунда нет. Во-вторых, такой сценарий требует добросовестности и порядочности от множества политических и аппаратных игроков, которые должны искренне помочь новому полпреду освоиться в местной среде, не попытавшись его обмануть, перехитрить и подставить. Увы, в политике никто не даст таких гарантий. Впрочем, совсем уж отвергать этот сценарий нельзя, тем более если Жоге будет активно и с добрыми намерениями помогать Москва.
Второй сценарий — «нишевый». В этом случае предполагается, что Жога не будет претендовать на роль «патриарха уральской политики» и «всевидящего ока», а займется собственными политическими проектами по «военно-патриотической линии». В этом случае у него будет собственная ниша, которая не будет напрямую пересекаться с политическими интересами губернаторов. Такой сценарий тоже сулит спокойное сосуществование всех политических сил, но и у него есть свои недостатки. Главный вопрос сводится к личным амбициям нового полпреда, а также его будущей команды. Насколько их устроит эта «нишевая» роль? Не вырастут ли у них аппетиты по мере развития событий? Не будет ли окружение Жоги подталкивать его к попыткам повысить ставки? Здесь многое будет зависеть от личных качеств нового полпреда, про которые уральская элита пока ничего не знает.
Третий сценарий — «конфликтный». По сути, это повторение историй с Холманских и Цукановым, про которых речь шла выше. Такой сценарий разыграется в том случае, если Жога решит сразу взять быка за рога и показать губернаторам, что теперь он тут главный. Тогда уральскую политику ждет затяжная борьба, исход которой предсказать невозможно. На стороне Жоги будут Кремль и «патриотический» сегмент общественности, на стороне местных чиновников — опыт в подобных интригах и финансово-политические ресурсы. Исторически губернаторы одержали верх в таких схватках, но времена с тех пор изменились.
Одно можно сказать точно. Пока что Жогу ждет «медовый месяц» с уральскими элитами. С ним будут знакомиться, одаривать всевозможными знаками внимания и реверансами. Про него скажут много красивых и приятных слов. И по реакции на эти слова и реверансы быстро поймут, что представляет собой полпред-солдат и как с ним нужно работать дальше.
Алексей Шабуров
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Артема Жоги своим полномочным представителем в УрФО. Встреча Путина и Жоги состоялась накануне вечером в Кремле. «Это большая важная работа....
24.09.2024, 09:18Новым полномочным представителем президента в УрФО может стать спикер парламента ДНР Артем Жога. Его называют единственным кандидатом. О вероятном назначении Жоги полпредом пишет газета...
30.01.2020, 09:09Бывший полпред президента в УрФО Игорь Холманских лишился поста председателя совета директоров УВЗ и выведен из его состава. Информация об исключении экс-полпреда из совета директоров появилась...
10.07.2018, 10:49Бывший полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских официально назначен председателем совета директоров Уралвагонзавода. О назначении экс-полпреда сообщает «Прайм» со ссылкой на пресс-службу...
29.07.2013, 15:35Полпред президента в УрФО Игорь Холманских ушел в отпуск. Исполнять его обязанности во время его отдыха никто не будет. Новость об отпуске Холманских так и осталась бы незамеченной, если бы накануне...
В Госдуме заявили о критической нехватке кладбищ и крематориев
10.10.2024ТАСС: Кадыров объявил кровную месть сенатору и депутату Госдумы
28.10.2024В России утвердили ГОСТ на применение искусственного интеллекта в медицине
18.10.2024Суд обязал екатеринбуржцев заменить шумный пол в квартире
31.10.2024Конституционный суд отменил сроки давности по антикоррупционным искам