Малые города и поселки городского типа в России (в том числе на Урале) переживают не лучшие времена. Не вписавшиеся в рыночную экономику, они потихоньку угасают, ностальгируя по индустриальной эпохе. Но именно сейчас, когда в России появляется запрос на новую промышленную политику, у таких городов и поселков появился шанс на перемены.
Старые проблемы
По данным социологов и демографов, население малых городов и индустриальных поселков в России стремительно сокращается, что ведет к росту числа других проблем.
«В подавляющем большинстве малых городов Российской Федерации происходит сокращение населения в целом примерно на 3% в год, при этом у 48 малых городов демографическая проблема встает очень остро: население сокращается с темпом более 3% (по некоторым городам — до 11% в год), что ведёт к угрозе их исчезновения. Социальная инфраструктура малых городов изношена, молодёжь покидает малые города по причине отсутствия высших учебных заведений, работы и мест для проведения досуга», — говорится в сборнике «Социокультурный потенциал малых городов России», изданном в 2022 году Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН.
Изображение: Google Просмотр улиц
Первопричина такой ситуации понятна. Исторически — что в царской России, что в советское время — такие поселения строились государством рядом с крупными промышленными предприятиями. Изменение структуры экономики, закрытие предприятий словно лишили эти города и поселки смысла своего существования.
При этом нельзя сказать, что государство не знает об этом. Разговоры о решении «проблемы моногородов» ведутся уже около 15 лет. На федеральном уровне принимались программы по оказанию помощи таким городам. В середине 2010-х годов был инициирован проект создания «территорий опережающего развития», на которых предусматривались льготные условия для открытия новых производств. Но попасть в эту программу было очень сложно, и если проблема решилась, то лишь точечно.
В последние годы про моногорода как будто забыли, тема ушла из повестки. Но ни города с поселками, ни их жители со своими проблемами никуда не делись. Новая политическая и экономическая реальность, как ни странно, может сдвинуть дело с мертвой точки.
Новые перспективы
Санкции, обрушившиеся на Россию с 2022 года, побуждают страну к перестройке экономической модели. Государство — во всяком случае, пока — настроено на развитие в стране собственной промышленности в тех отраслях, где до недавних пор нас вполне устраивал импорт. Это значит, что открытие новых производств в течение ближайших лет будет стоять в повестке дня.
Сдерживающим фактором уже сейчас становится не отсутствие денег, а отсутствие рабочей силы. Дело не только в депопуляции, но и в системе приоритетов населения. Несмотря на высокие зарплаты в промышленном секторе, желающих «пойти на завод» по-прежнему немного. В первую очередь это характерно для жителей крупных городов, которые уже успели усвоить постиндустриальные ценности и хотят работать в IT, в сфере услуг или вообще онлайн.
Но если сложить все эти детали в одну картину, то решение появляется само собой. С одной стороны, есть потребность в новых производствах, в рабочей силе. С другой — есть малые города и поселки, где за последние 10-20 лет закрылись крупные предприятия и люди страдают без работы.
Как правило, в таких населенных пунктах сохранилась инфраструктура, создававшаяся вокруг заводов: дороги и сети коммуникаций. Во многих еще не закрылись учебные заведения, готовившие кадры для промышленности. Часть жителей таких городов и поселков еще сохраняет опыт работы на предприятиях, и они вполне могли бы применить этот опыт вновь.
Идея возродить в таких малых городах и поселках промышленное производство лежит на поверхности. Если строить новые предприятия не в крупных городах, а на отдалении от них, то многие проблемы как будто решаются сами собой. Разумеется, проекты такого рода могут быть только комплексными. Построить завод мало — одновременно надо вкладываться и в социальную инфраструктуру, чтобы людям хотелось жить и работать в глубинке. Там надо строить и ремонтировать жилье, реконструировать дороги, сохранять или восстанавливать больницы. Но если сейчас на это точно нет денег, то после запуска предприятий средства могут и должны найтись — при условии, что налоги будут оставаться «на земле». Но это уже скорее политическая задача.
В Свердловской области есть целый ряд населенных пунктов, которые могли бы попробовать реализовать такую модель. Например, поселок Баранчинский, где много лет не может выбраться из кризиса электромеханический завод. Или поселок городского типа Верхняя Синячиха, в котором крупный металлургический завод прекратил работу совсем недавно — в середине 2010-х годов.
Безусловно, чтобы государство и крупный бизнес решили вкладывать деньги в новое предприятие в той же Верхней Синячихе, должно сойтись множество факторов. Один их них — политическая ситуация в самом поселке. Мнение населения в таких вопросах очень важно. Так, в Свердловской области уже было несколько случаев, когда перспективные промышленные проекты сворачивались из-за того, что бизнес не встречал поддержки у местных жителей.
Понять, чего на самом деле хотят жители, не всегда просто. Социологические опросы порой не могут дать корректный результат. Как ни странно, на помощь могут прийти выборы: по их результатам можно определить настроения людей — хотят ли они перемен или согласны с текущим положением дел. В той же Верхней Синячихе прямо сейчас проходят довыборы депутата муниципальной думы, на которых один из кандидатов — Владимир Сидоров — выдвинул программу реиндустриализации поселка. В этом плане результат выборов будет показателен не с точки зрения кандидатов, а с точки зрения того, насколько жители готовы стать частью новых промышленных проектов.
Дискуссия о восстановлении завода, неожиданно для многих развернувшаяся в Верхней Синячихе, — только начало. Идея о том, что новый промышленный бум можно использовать для возрождения малых городов, с одной стороны, очевидна, а с другой — может вызывать непонимание со стороны инерционно мыслящего бюрократического аппарата на местах. Если представить, что на выборах этой осенью жители Верхней Синячихи проголосуют за реиндустриализацию, то подобные программы наверняка начнут появляться и в других городах и поселках, для которых это может оказаться последним шансом на выживание. И тогда уже к следующим большим выборам возрождение крупной промышленности в малых городах может стать доминирующим политическим трендом. А затем — и государственной политикой.
«Политсовет»
Свердловская область заняла 33 место среди регионов России по уровню зарплаты в малых и средних городах. Рейтинг зарплат в городах с населением менее 200 тысяч человек публикует РИА «Новости». ...
16.02.2021, 12:05Счетная палата России пришла к выводу, что проекты по благоустройству малых городов не дали того эффекта, на который рассчитывали федеральные власти. Отчет о проверке выполнения программы...
11.04.2014, 09:24Государственная дума рассмотрит вариант муниципальной реформы, при которой будут отменены выборы всех мэров, а не только городов с делением на районы. Такое предложение поступило от мэра Владимира. ...
12.09.2011, 15:14Центр стратегических исследований компании «Росгосстрах» подготовил новый аналитический обзор о качестве жизни в российских городах. Только 24% горожан согласны с тем, что могут сильно влиять на...
16.11.2010, 10:05В правительстве и администрации президента вновь работают над совершенствованием территориальной организации России, сообщает газета «Ведомости». По данным издания, власти задумали ввести критерии...
Член-корреспондент РАО: Инициатива о психологической помощи при разводе хорошая, но нуждается в доработке
05.09.2024Путин рассказал о встрече с Павлом Дуровым
05.09.2024Госдума хочет принять закон о маркетплейсах до конца года
09.09.2024Почти 40% россиян не знает, что такое традиционные ценности
13.09.2024Движение на ЕКАД закрыли из-за перевернувшегося грузовика